Классификация автомобильных перевозок может быть проведена по различным критериям, включая тип транспортного средства, характер груза, территорию перевозки и другие параметры. Основные виды автомобильных перевозок включают грузовые, пассажирские и специализированные. Грузовые перевозки могут быть разделены на контейнерные, сборные, сборно-разборные, штучные и другие виды. Пассажирские перевозки включают регулярные и частные автобусные маршруты, такси, маршрутные такси и другие формы. Специализированные перевозки включают транспортировку опасных грузов, транспортировку негабаритных грузов, услуги кранового транспорта и другие виды. Классификация автомобильных перевозок позволяет эффективно организовывать логистические процессы, учитывать особенности транспортировки различных видов грузов и пассажиров.
Перевозки с помощью автомобильного транспорта – одна из ключевых сфер в современной экономике. Если говорить об общем количестве перемещаемых грузов, то доля автомобильныхперевозок здесь достигает практически 50%. Автомобили всегда будут востребованы, если нужнодоставить груз в пределах города или одного района, или подвезти его к другим видамтранспорта, которые применяются для перевозок на более далекие расстояния(железнодорожный, морской, воздушный).
Классификация перевозок грузов
Перевозки грузов принято разделять по различным параметрам.
В первую очередь, это отрасль обслуживания, в которой работает компания-перевозчик. Здесьвыделяются 5 ключевых групп:
- Строительные. Занимают более трети от общего количества. Строительные автоперевозкиприменяются для доставки необходимых строительных и расходных материалов наплощадки, где осуществляется возведение. Это может быть цемент, шифер, песок, камень,кирпичи, бетонные и металлические конструкции и многое другое. Как правило, в этомслучае осуществляется транспортировка на небольшие и средние расстояния, однакосерьезные объемы грузов предполагают задействование специальной техники, способнойудерживать крупногабаритные грузы.
- Торговые (около четверти общего объема). Здесь речь идет о доставках продуктовых илиже иных непродовольственных товаров от производителя непосредственно на торговыеточки и места дальнейшего распространения. Из продуктов это чаще всего хлеб, молоко,кондитерские изделия, бакалея, мясо и т.д. Транспортировка непродовольственныхтоваров — это часто одежда, мелкая бытовая техника и электроника.
- Промышленные (примерно 20%). В первую очередь направлены на обслуживание такогосектора экономики, как промышленность. Здесь объект – сырье или готовая для продажив организации продукция.
- Сельскохозяйственные. (чуть более 10%). Необходимость в перевозках в этой сфереобычно сезонная. Транспортировка нужна для собранного урожая, из фермерскиххозяйств в ближайшие города и промышленные центры, а в обратном направленииотправляются удобрения для полей. Такая транспортировка часто связана созначительными расстояниями.
- Коммунальные. Здесь перевозчики своими услугами помогают перевозить твердые ибытовые и промышленные отходы, строительный мусор.
Существует и ряд иных классификаций: по характеру (коммерческие и ведомственные), поразмеру груза (партионные и массовые), по типу сообщения (прямые и смешанные).
Виды маршрутов
Для увеличения производительности перевозок важно выбрать правильный вид маршрута. Ихвыделяется всего три:
- Маятниковый;
- Кольцевой;
- Сборный.
В первом случае, ТС перемещается строго между двумя пунктами многократно. Такой вариантлучше подходит при серьезных грузопотоках.
Кольцевой маршрут имеет форму схожую с кольцом, объединяющим сразу несколько населенных пунктов. При этом начальная и конечная точка – один и тот же пункт. Актуально, к примеру, для развоза товаров из головного магазина или офиса в несколько разных точек или филиалов. Сборный маршрут предполагает составление карты поездки по местам нахождения товаров, а затем соответственно происходит их доставка и раздача в других городах.